evgenyabramov


Евгений Абрамов точка Ливжурнал точка Ком

Сколько иероглифов ты выучил сегодня?


Previous Entry Share Next Entry
Принцип прогресса
evgenyabramov
С незапамятных времен, как только появились работающие коллективы и их неизменный и обязательный атрибут – Руководители, люди находятся в поиске оптимальных и, по-возможности, простых инструментов побуждения к работе или, что больше подходит для современного языка, мотиваторов. Мир становится все сложнее и сложнее со временем, усложняются и подходы. Если при строительстве пирамид в Египте надсмотрщику вполне было достаточно зазевавшегося работника угостить ударом плети, то в 20 веке Маслоу сам выстроил пирамиду: http://bit.ly/aa7jVJ
Произошло это ни много ни мало, 57 лет тому назад! Поиски идеальных мотиваторов, исследования и разработки продолжаются, порождая все новые и новые теории, и, кажется, изыскания уже совсем близки к истине, а может быть уже и нашли ее. В этом смысле особый интерес представляет статья Терезы Амабиле (профессор Гарвардской школы бизнеса) и Стивена Крамера (независимый исследователь и консультант) в августовском номере Harvard Business Review.

Оказалось, что у простых смертных: научных сотрудников, маркетологов, программистов общие мотиваторы, что и у признанных гениев! Настроение, интерес к работе и самоощущение у всех людей без исключения зависят от одних и тех же факторов.
Авторы, проведя огромное исследование, сформулировали так называемый принцип прогресса: «Ничто так сильно не воздействует на эмоции, мотивацию, настроение и оценку происходящего, как ощущение, что ты занимаешься осмысленным делом и шаг за шагом продвигаешься вперед.» Иными словами, небольшие осмысленные победы, от которых возникает четкое ощущения позитивного движения к цели, определяют настроение человека и итоги его труда. И тут совершенно не важно, пытается человек проникнуть в тайны вселенной или создает новый товар. Показательно, что после опроса 669 руководителей, что по их мнению побуждает людей к действию, менеджеры называли: создание условий для продвижения вперед, похвалу за хорошую работу, материальное поощрение, поддержку коллег, четкую постановку задач. И только 5% (или 35 человек) на первое место поставили профессиональные достижения. У остальных этот фактор оказался на последнем месте. По степени влияния на эмоции сотрудников по мнению руководителей самым главным является похвала за хорошую работу. Это действительно важно, хвалить сотрудников, но данный фактор не идет ни в какое сравнение с ощущением, что дело клеится и все получается!
Соответственно, чтобы грамотно руководить людьми, нужно понимать, что именно способствует прогрессу в работе, а что ему мешает, в чем и попытались разобраться авторы.
С самого начала исследования Тереза и Стивен поняли, что успех творческой работы сильнее всего определяется внутренним состоянием человека, - его эмоциями. Чем легче на душе – тем лучше работается. Представление о эффективности давления на подчиненных оказалось абсолютно не состоятельным. Во всяком случае, если говорить о сфере интеллектуального труда. Творческие люди добиваются большего, когда чувствуют себя спокойно и уверенно и радуются жизни. Таким образом, принцип прогресса сформулирован в результате изучения факторов, которые влияют на эмоции на работе. Выяснилось, что лучше всего люди воспринимают свою работу, когда они сами или группа достигала какого-то продвижения вперед, а хуже всего – когда дело стопорится.
В «хорошие» дни проявлялись факторы двух типов: люди ощущали поддержку окружающих (т.н. катализатор) и получали знаки уважения и одобрения (т.н. подпитка). В свою очередь у каждого положительного фактора есть двойник – отрицательный фактор. В «плохие» дни людям кажется, что им мешают работать (т.н. ингибитор) или происходит что-то, что подрывает веру в свои силы и вызывает разочарование (т.н. токсины).
У перечисленных факторов разные сферы действия. «Катализаторы» и «ингибиторы» сказываются на проектах, «подпитка» и «токсины» на конкретных сотрудниках.

Все это – наглядная иллюстрация принципа прогресса: если человек доволен рабочим днем, то скорее всего он продвинулся в работе. Если чувствует себя разбитым и подавленным, значит никаких достижений не было! Образуется круг: внутреннее состояние человека зависит от успехов, а успехи – от настроения.
Для выдающихся результатов человеку нужно всего две вещи – работа должна быть интересной и человек должен видеть смысл в поставленной перед ним задаче.
Что касается руководителя, то для мотивации своих сотрудников нужно научится умело использовать катализаторы и подпитку. Что же относиться к этим факторам? Итак.
Катализаторы, это все, что создает благоприятные условия для работы:
- четко сформулированные цели;
- предоставление независимости;
- помощь руководителя;
- достаточные материальные и временные ресурсы;
- обсуждение успехов и неудач;
- поощрение обмена идеями.
Все факторы-антиподы, соответственно, ингибиторы.
Подпитка, это все, что связано с эмоциями:
- признание заслуг человека;
- проявления уважения;
- поддержка;
- здоровая эмоциональная обстановка в коллективе;
- ощущение себя частью команды.
Все противоположности – это токсины.
От того, какие – положительные или отрицательные – факторы преобладают, зависит, будет ли человек считать свою работу осмысленной или, наоборот, никому не нужной, поскольку они во многом определяют его отношение и к делу, и к себе.
То есть, чтобы быть хорошим руководителем, по сути достаточно обычной приветливости и вежливости – остальное люди сделают сами!

P.S. Для того, чтобы ежедневно оттачивать навыки использования катализаторов и подпиток, есть специальная анкета, которую нужно заполнять в конце каждого дня. Своего рода тренажер для менеджера. С удовольствием вышлю вам на почту – пишите e-mail в комментариях или в личку.

?

Log in